Taptop: этапы развития
Timeline
2015-2018: рост спроса на разработку сайтов
Взрывной рост интернета в 2010-х обеспечивал постоянное увеличение спроса на услуги разработки и поддержки сайтов. Делая сайты для малого бизнеса на базе собственной CMS, мы видели это на своем опыте. Заказов становилось все больше и, когда количество постоянных клиентов достигло 40 000, мы начали испытывать проблемы с масштабированием и качественной поддержкой.
Нужно было найти инструмент, позволяющий разрабатывать и поддерживать большое количество сайтов без прямого участия разработчиков. Имеющиеся на рынке конструкторы и платформы не подходили по причине существенных ограничений в функционале. И тогда возникла идея разработать собственный no-code конструктор, дающий возможность нескольким десяткам наших дизайнеров самостоятельно создавать до 1000 сайтов в месяц, а также обеспечивать поддержку более 40 000 клиентских сайтов.
2019: новый инструмент для создания сайтов
Силами небольшого отдела, выделенного для этих целей, была запущена разработка нового конструктора. Основной задачей было сделать инструмент для профессионалов, который позволит дизайнерам самостоятельно верстать веб-сайты, не обладая знаниями кода. При этом функционал должен был давать возможность реализовывать любые дизайнерские задумки и воплощать макеты в работающие сайты.
Команда успешно справилась с поставленной задачей — в результате работы был создан новый инструмент, который отлично вписался в производственный процесс, помогая существенно его оптимизировать. По мере использования, мы продолжали дорабатывать конструктор под потребности дизайнеров, добавляя новый функционал и расширяя возможности.
2021: основание Taptop
Оценив выгоду, приносимую новым конструктором, мы поняли, что такой инструмент будет полезен и для многих веб-студий и дизайнеров. Нам хотелось поделиться с другими профессионалами нашим продуктом, чтобы помочь им улучшить процесс создания и поддержки сайтов. Таким образом, возникла идея сделать общедоступный сервис, взяв за основу созданный конструктор. Так был основан проект Taptop, и началась его разработка и подготовка к выводу на рынок.
На базе внедренного в работу конструктора мы создавали платформу Taptop, дорабатывая ее под потребности рынка, улучшая интерфейс, продумывая новый функционал. На этом этапе была расширена команда проекта, к нему привлекли большее количество специалистов – разработчиков, аналитиков, тестировщиков и дизайнеров. Теперь это был уже самостоятельный проект с полноценной командой разработки и выстроенной структурой.
2022: первый запуск
И наконец мы выпустили первую версию Taptop, пока для внутреннего использования, и начали создавать на нем клиентские проекты. Мы продолжали работать над продуктом и делали его еще более универсальным профессиональным инструментом, учитывая отзывы наших дизайнеров.
Чуть позднее Taptop был открыт для бесплатного доступа всем желающими пользователями. Таким образом, мы смогли получить дополнительный фидбек и понять, какие аспекты стоит улучшить.
2023: выход на рынок
Базовая функциональность Taptop была запущена в работу, и проект вышел на рынок с возможностью использования бесплатной версии или подключением платных тарифов.
Работа продолжается, однако, теперь это уже не только разработка конструктора, но и организация обучения и поддержки пользователей, а также информационная и маркетинговая составляющие. Мы хотим донести ценность продукта до пользователей и сделать их знакомство с конструктором максимально удобным. Для этого мы создаем базу знаний, пишем статьи и посты в соцсетях, снимаем обучающие видео.
Задачи и проблемы на пути
Конечно, как при развитии любого проекта, на пути создания Taptop не обошлось без трудностей. Не всегда все шло гладко, периодически приходилось справляться со сложными задачами, делать выбор и принимать стратегические решения.
Основные задачи, которые нужно было решать, — это ответы на вопросы: “Получится ли?”, “Кто будет делать?”, “Как делать?” и “Как все успеть?”.
Концептуальный вопрос — “Получится ли сделать действительно оригинальный продукт?”
На рынке существует множество разнообразных конструкторов сайтов. Когда мы начинали наш проект, то не хотели повторяться. У нас была цель — создать абсолютно новый продукт, с расширенным функционалом, который могут использовать для работы профессионалы. При этом мы старались соблюсти баланс и сделать доступную для каждого платформу, имеющую простой и понятный интерфейс.
В начале у нас возникали сомнения, получится ли совместить эти два критерия. Были моменты, когда хотелось пойти в сторону упрощения сервиса. И все-таки мы выбрали путь более сложного продукта, дающего множество возможностей для дизайнеров, с погружением на некоторую глубину понимания веб-разработки, но при этом без необходимости писать код самостоятельно. Такое решение помогло сделать Taptop по-настоящему оригинальным и крутым продуктом, не имеющим аналогов на российском рынке.
Кадровый вопрос — “Кто будет делать продукт?”
Изначально над проектом работала совсем небольшая команда из пяти человек. Но когда стало понятно, что продукт действительно интересен и его нужно развивать, понадобилось больше ресурсов и встал кадровый вопрос. Нужно было расширять команду. На первом этапе в штат Taptop вошли новые разработчики, аналитики и тестировщики, далее понадобились еще дизайнеры, а позднее набрали также сотрудников в отделы маркетинга и поддержки клиентов.
В результате получилась практически новая команда, состоящая из более 30 человек, частично сформированная из специалистов других проектов компании, а частично — из новых сотрудников. Найти профессионалов и создать из них дружную команду — это всегда челлендж, но у нас получился отличный результат. Команда Taptop — профи, увлеченные своим делом и объединенные целью развития продукта.
Технические сложности — “Как делать?”
При переходе от первоначальной внутренней версии конструктора к созданию публичной платформы нужно было доработать и переосмыслить множество технических аспектов. Например, на этапе пилотного проекта была не очень важна его способность выдерживать высокие нагрузки. Однако, по мере его роста это стало существенным фактором. Приходилось учитывать этот момент при разработке, что делало ее более сложной.
Много внимания нужно было уделять и разработке новой функциональности. Это требовало больших затрат времени на проработку, описание, воплощение в коде и тестирование. Также мы постоянно собирали фидбек с дизайнеров, использующих конструктор, и исправляли возникающие проблемы и баги.
К тому же, разработчики вложили много усилий в такие важные аспекты, как сокращение времени загрузки, избавление от избыточного кода и оптимизация данных. Решение этих задач делало платформу еще более быстродействующей и выводило ее на новый уровень.
Сроки — “Как все успеть?”
Нам очень хотелось побыстрее выпустить Taptop на рынок, чтобы пользователи могли оценить проделанную работу. Однако, периодически случалось, что запланированные сроки затягивались. Ситуация не редкая при разработке — возникшие технические сложности иногда могут тормозить процесс. Например, реализовав одну из функциональных составляющих, можно обнаружить, что решение было не самое эффективное, поэтому придется переделывать задачу заново. В таких случаях мы решали потратить больше времени, но сделать оптимально.
Мы видим, как пользователи с нетерпением ждут новый функционал платформы, и для нас очень важно радовать их новинками. Однако, наш приоритет — качество, поэтому мы выпускаем обновления в релиз только после тщательной проработки и тестирования. А из-за этого иногда приходится сдвигать сроки.
Чего мы достигли за это время?
Эти годы были очень насыщенными в жизни проекта Taptop. За это время наш конструктор прошел путь от внутреннего сервиса до публичной платформы на рынке. Мы гордимся нашими достижениями, среди которых:
- Рост команды: от 5 до 30+ сотрудников.
- Увеличение ресурсов, выделяемых на проект.
- Выход проекта на рынок.
- Появление большого количества новых возможностей и улучшение имеющегося функционала, например:
- обновление имеющихся виджетов и появление новых
- еще более удобный интерфейс платформы
- инструменты для командной работы
- экспорт кода сайта
- библиотеки компонентов
- шаблоны
- локализация: доступны русская и английская версии
- база знаний и обучающие видеоролики
- чат поддержки
Мы многого достигли, и всё это благодаря нашему стремлению сделать Taptop максимально полезным для пользователей инструментом. Поддержка наших клиентов — это то, что дает нам мотивацию к развитию и улучшению. Мы работаем для вас и всегда стараемся прислушиваться к вашим пожеланиям и помогать решать возникающие вопросы. Команда Taptop будет продолжать разрабатывать новый функционал и улучшать платформу для того, чтобы она помогала нашим клиентам решать задачи наилучшим образом.